ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ
СОБОР. ИСТОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ
1999–2003 гг.
Светлана Наливкина
Журнал "Дизайн и строительство" №2 (20) 2003
В 1703 г. в центре Петропавловской крепости Петр
Великий заложил деревянную церковь, освященную во имя апостолов Петра
и Павла. Построенная уже через год и окрашенная «под каменный вид
желтым мрамором», она имела три шпица, на одном из которых – колокольне
– днем и ночью били часы.
Поначалу церковь вполне отвечала своей роли, но
перенос столицы России на берега Невы требовал создания монументальных
зданий, и Д. Трезини в 1712–1722 гг. возводит здесь каменный собор.
Его стены хотели сложить из кирпича, оштукатурить и покрасить, а
архитектурный декор – тяги, базы и капители пилястр – выполнить из
камня – светло-желтого доломита, что нашли у деревни Елизаветино
под Петербургом. Но, поняв вскоре, что мягкий елизаветинский камень
плох для влажной петербургской погоды, решили вести строительство
из кирпича, а все уже выполненное из доломита – оштукатурить и покрасить.
Собор представляет собой вытянутое прямоугольное
здание под высокой крышей с переломом, на высоко поднятом барабане
– алтарный купол с фонариком и золоченой главкой, увенчанной крестом.
Большие прямоугольные окна северного и южного фасадов чередуются
с крепованными лопатками, на сандриках окон – головки херувимов.
На восточном фасаде – большой полукруглый фронтон с волютами по бокам.
Западный фасад, будучи основанием колокольни, украшен шестью пилястрами
с двух сторон от главного входа, трактованного как портал. Высокий
антаблемент с разорванным круглым фронтоном над порталом охватывает
собор со всех сторон, отделяя вырастающую из его массива трехъярусную
колокольню с угловыми пилястрами, крепованными горизонтальными карнизами
и высоким шпицем с фигурой летящего ангела.
В 1733 г. по желанию императрицы
Анны Иоановны – «обретающуюся в Санкт Питер Бурхской крепости Петропавловскую
церковь по церковному
чиноположению освятить сего июня 29 дня» (в день святых апостолов
Петра и Павла) – собор был освящен Синодом, став одним из самых
крупных зданий начала XVIII в., надолго определившим архитектурный
силуэт
Санкт-Петербурга.
Высокий шпиц колокольни – с металлической кровлей,
но без громоотвода – не раз испытал удары стихии, и самый гибельный
из них – в ночь 30 апреля 1756 г. Пожар от удара молнии уничтожил
деревянную колокольню, горящие бревна разрушили мраморный портик
собора, колокола звонницы расплавились, погибли все деревянные части
крыши, алтарный купол с фонариком и часы.
В 1756 г. приступили к ремонту собора. Тогда же
разобрали старую колокольню, и Екатерина II объявила конкурс на проект
новой колокольни «точно так, какова прежде была, понеже все протчие
планы не так красивы». Победил проект арх. Фон-Баллеса, а молодой
русский арх. Дьяков построил каменную часть колокольни к 1770 г.
На всех трех ее ярусах были вытянуты карнизы и поставлены резные
капители из пудожского камня. Проект и постройка самого высокого
и смелого шпица (шпиля) колокольни, служившего почти без поправок
до 1857 г., принадлежат «шпицного дела мастеру» арх. Брауеру. Деревянный
остов шпиля, покрытый медными позолоченными листами, завершал вверху
шар с фигурой ангела с крестом.
Существующий ныне шпиль с крестом и с вращающимся
ангелом-флюгером, выполненный по проекту инженера
Д. М. Журавского, увенчал колокольню лишь в 1858 г.
Тогда же были проведены исправления по штукатурке с заменой гипсовой
лепнины на выполненную из портландцемента, появились металлические
оконные рамы взамен сгнивших деревянных, облицованы доломитовым камнем
люкарны с циферблатами часов, отреставрирована фреска на восточном
фасаде, а вместо утраченных мраморных выполнены гранитные площадки
портиков и пьедесталы колонн, и 30 ноября 1858 г. собор был освящен.
Так завершилось формирование облика Петропавловского
собора. Сегодня, после реставрации его фасадов, мы видим здание,
каким оно было в 1858 г.
Взятый под охрану государством
в 1919 г., этот памятник архитектуры избежал участи многих разрушенных
или перестроенных церквей.
После Великой Отечественной войны планомерное изучение
и научную реставрацию собора начали архитекторы созданной тогда Специальной
научно-реставрационной проектной мастерской (ныне – институт «Ленпроектреставрация»).
Первым автором проекта реставрации была арх. И. Н. Бенуа.
В 1999 г.
по АРЗ Комитета ГИОП наш институт приступил к архитектурно-археологическому
исследованию объекта. В ходе расчисток покрасочных слоев на фасадах
арх. С. С. Наливкина обнаружила под считавшимся первым – розовым
– слоем, датировавшимся 1732 г., еще два слоя краски: ярко-серый
(в 1725 г. Д. Трезини просил отпустить для покраски «краски лазори
четыре пуда, белил осьми пуд») по стенам и светло-желтый (кадмий
желтый средний, сиена натуральная, белила) по пилястрам и архитектурным
деталям. Причем второй полностью совпал с цветом елизаветинского
доломита части архитектурных деталей собора.
Всего было выявлено 12 разных вариантов окраски собора:
- До 1732 г. – два слоя серого цвета со светло-желтыми
деталями;
- 1732–1741 гг. – персиковый со светло-желтыми деталями;
- 1741–1757 гг. – розовый с белыми деталями;
- 1757–1814 гг. – сине-зеленый со светло-серыми деталями;
- 1814–1834 гг. – светло-желтый без выделения деталей;
- 1834–1857 гг. – светло-желтый с белыми деталями;
- 1857–1874 гг. – возвращен зеленый цвет;
- 1874–1911 гг. – желто-коричневый (в цвет песчаника);
- 1952 г. – возвращен розовый цвет с белыми деталями;
- 1958–2000 гг. – здание окрашено в цвет песчаника
без выделения ордера.
Для принятия решения по реставрации столь значимого
памятника Научно-экспертный совет КГИОП, рассмотрев несколько вариантов
расколеровки фасадов, выбрал относящийся к 1858 г. – периоду, когда
окончательно сложился существующий облик собора, с окраской фасадов
в цвет песчаника (желто-коричневая) с выделением архитектурных деталей
светло-желтым цветом елизаветинского камня.
Проект предусматривал расчистку фасадов собора и
воссоздание отделки стен (кроме лепных композиций «головки херувимов»
в сандриках окон, выполненных из портландцемента в 1858 г.) в историческом
известковом варианте, самом распространенном в Петербурге XVIII–XIX
вв. и благоприятном для сохранности кирпичных стен и каменных деталей.
Известковая штукатурка позволяет зданию «дышать», впитывая влагу
из воздуха и отдавая обратно в атмосферу, в отличие от цемента, сохраняющего
влагу внутри кладки. В данном случае была выбрана современная известковая
программа отделки фасадов «Лаастит», предоставленная ООО «Кармент»:
одноцветные известковая краска и известковая же шпатлевка (отделочный
штукатурный слой). При их использовании цвет фасада сохраняется даже
при нарушении окрасочного слоя. В проекте учтена также реставрация
каменного декора, замена старых и устройство дополнительных металлических
покрытий лепных и профилированных элементов фасадов, расчистка и
реставрация портиков, а со стороны парадного курдонера Великокняжеской
усыпальницы, на участке музеефицированного крепостного канала и пониженной
территории, – воссоздание фасада собора в первоначальном виде с высоким
профилированным цоколем, оказавшимся погребенным в наросшем культурном
слое.
Отдельный комплекс работ составила реставрация металлических
конструкций шпиля и алтарного купола, золочение листов, алтарной
главки и реставрация фигуры ангела-флюгера.
Реставрация собора по проекту нашего института,
который вел также научно-методическое руководство и архитектурный
авторский надзор за ходом работ, началась в 1999 г. с ремонта кровли.
ЗАО «Акме дек» произвело реставрацию металлической стропильной системы
и кровельного покрытия собора, установило неинвентарные леса для
обследования состояния и реставрации алтарного купола. Параллельно
ЗАО «Фасадремстрой» приступило к работам на фасадах здания.
Расчистка восточного фасада собора, начатая в июне
2001 г., подтвердив, что первоначальным был серый цвет фасада, выявила
значительно больший объем предстоящих работ, нежели предполагалось.
Вся поверхность стен, архитектурных деталей и тяг была покрыта слоем
цементной штукатурки, часть тяг почти полностью выполнена из цемента.
Серьезно пострадали исторический известковый штукатурный слой и кирпичная
кладка стен. Расчистка требовала большой аккуратности и продвигалась
медленно: только на основную часть восточного фасада ушло 5 месяцев.
С остальных фасадов собора, барабана и колокольни штукатурный слой
был демонтирован до кирпича. До этого были сняты шаблоны всех профилированных
тяг архитекторами нашего института.
До воссоздания отделки требовалось произвести вычинку
кирпичной кладки, имевшей особенно много утрат в сложной профилированной
части. Срочной переборки требовали угловые кирпичные пилястры колокольни,
местами отделенные от основного объема сквозными морозобойными трещинами.
Вычинка кирпичной кладки требовала не только хорошего
материала – полнотелого красного кирпича, желательно старого, – от
разбираемых зданий, но и высококвалифицированных каменщиков.
Параллельно с этими работами (ЗАО «Фасадремстрой»)
ЗАО «Акме дек», выполнив обследование фундаментов колокольни, разработало
проект и установило по нему уникальные леса на колокольне и шпиле
(+125 м), вело расчистку конструкций и облицовки шпиля, золочение
листов, реставрацию ангела-флюгера и медного фонарика колокольни,
доломитовой облицовки каменного фонарика, реставрацию и золочение
главки алтарного купола, металлических оконных заполнений алтарного
барабана.
Летом 2002 г. генеральным подрядчиком по реставрации
комплекса собора становится ЗАО «Акме дек». К участию в этих работах
заказчик – ФГУ «Северо-Западная дирекция Госстроя России» – привлек
другие фирмы: ООО «Деметра» начало реставрацию фасадов колокольни,
ЗАО «Горюнов и Горюнов» – фасадов алтарного барабана.
Портал восточного фасада – единственная неоштукатуренная часть, выполненная
из елизаветинского доломита. И хотя кровля портала предохраняла от
попадания воды, поверхность камня под действием атмосферной влаги
сильно деструктировала, капители имели значительные утраты. Пострадали
и капители пилястр колокольни, выполненные из более твердого пудожского
известняка. Находясь выше и испытывая более сильное атмосферное воздействие,
они получили большие разрушения. Реставрация и восполнение утрат
каменных деталей собора проводилась специальными для каждого вида
камня мастиками-камнезаменителями фирм «Атлас» и «Реммерс» (так,
для портала восточного фасада наполнителем состава была доломитовая
мука из того же камня).
Архитекторы института «Ленпроектреставрация» продолжали
изучение памятника в процессе научно-методического руководства и
авторского надзора за ходом работ, периодически открывая неизвестные
раньше детали и частично корректируя проект по ходу работ. Так, при
расчистке портала дверного проема западного фасада под слоем красок
и штукатурки было обнаружено, что деревянный наличник сохранил отделку,
выполненную по проекту Ринальди: масляная живопись с разделкой под
розовый тивдийский мрамор. Выяснилось также, что херувимы на углах
большого купола колокольни вовсе не каменные, как значилось в архивных
документах, а медные.
Осенью 2002 г., в связи с огромным объемом предстоящих
работ и сжатыми сроками, реставрацию фасадов продолжили с некоторой
перестановкой исполнителей: северный и западный фасад собора – ЗАО
«Фасадремстрой», южный и восточный фасады, южный портик – ЗАО «Акме
дек», колокольня и западный портик – ООО «Деметра». Специалисты ЗАО
«Акме дек» выполнили также реставрацию доломитовой облицовки звонницы
и каменных люкарн циферблатов. Работу по столярным оконным заполнениям
основного объема собора проводили без демонтажа, а для реставрации
главных – западных – дверей привлекли ООО «Веста 2С» (реставрация
наружных исторических дубовых створок и воссоздание по проекту института
внутренних сосновых створок дверного тамбура с росписью «под дуб»).
При множестве плюсов работа с известковыми штукатурными
растворами имеет серьезное ограничение: необходима температура выше
+5°С и без прямого дождя. Чтобы не прекращать работы зимой 2002–2003
г., вокруг собора был сооружен огромный тепляк, отапливаемый и освещаемый
внутри. По-прежнему открывались новые дефекты и разрушения, требующие
исправления. Так, после расчистки фустов и баз колонн портиков под
толстым слоем цементной штукатурки обнаружилась кирпичная кладка,
разрушенная почти на четверть сечения фуста колонны. Пришлось производить
ее вычинку с большой осторожностью, пофрагментно. После снятия кровли
с западного портика выяснилось, что центральная нога металлической
стропильной системы сломана, а половина обрешетки отсутствует; что
из-за частых протечек дощатая подшивка с дранкой потолка провисла
на 10 см, может обрушиться и требует замены.
Работы по окончательной отделке фасадов по программе
«Лаастит» оказались весьма трудоемкими, требовали навыка и большой
аккуратности. Чтобы получить гладкую поверхность стены при шпатлевании,
можно провести по ней шпателем только один раз, при повторной операции
появлялись «задиры», а чтобы получить одинаковый цвет окрасочного
слоя, сухую краску необходимо разбавлять строго определенным количеством
воды, согласно методике. Были и другие сложности. Чем ближе к юбилею,
тем напряженнее велась работа. Снаружи, с улицы, это было незаметно
– скрывал тепляк, где люди работали в три смены, а потом и круглосуточно.
Итак, к трехсотлетию города выполнен огромный объем
работ по реставрации Петропавловского собора, но есть работы, которые
еще предстоит сделать, например, реставрация фрески восточного фасада.
Но когда сняли леса, Петропавловский собор – символ великого города
– предстал действительно обновленным.
|