ЧТОБЫ ПОМОЧЬ
«АНГЕЛУ», НАДО БЫТЬ НА ВЫСОТЕ
Андрей Михайленко, Роман
Гулевич
Журнал "Дизайн и строительство" №4 (18) 2002
300-летие Санкт-Петербурга стало серьезным испытанием
для реставраторов. На их долю выпали беспрецедентные по масштабам,
сложности и ответственности работы по сохранению культурного наследия.
Одна из них – реставрация Собора во имя первоверховных апостолов
Петра и Павла, построенного великим Д. Трезини в 1712–1733 гг. в
Петропавловской крепости.
Этот шедевр раннего барокко с тонким золоченым шпилем колокольни,
увенчанным фигурой «Ангела» с крестом, давно стал одним из символов
нашего города и петровской эпохи.
Сложность работ на этом памятнике вызвана проблемами,
накопившимися за долгую и драматичную историю его жизни: собор не
раз горел (1735, 1748, 1756 гг.), перестраивался (1756–1780, 1857–1858
гг.), неоднократно и не всегда удачно реставрировался.
Как известно, колокольню собора возвели в 1721 г., а в 1724 г. на
ней появился деревянный шпиль, конструкцию которого выполнил Х. ван
Болес. Пожар 1756 г. имел катастрофические последствия: сгорели не
только деревянные конструкции купола, шпиля и крыши собора – в его
стенах появились трещины*. Через год его отремонтировали, но колокольню
пришлось разобрать сверху до окон первого яруса; восстановили ее
только через 20 лет.
* по некоторым данным
трещины могли появиться еще раньше из-за неравномерности осадок
собора и колокольни, чьи фундаменты
не связаны между собой
В 1857–1858 гг. по проекту замечательного русского
ученого и инженера Д. И. Журавского подгнившие деревянные конструкции
шпиля заменили металлическими; с новым шпилем высотой 40 м, покрытым
позолоченными медными листами, увенчанным крестом и фигурой «Ангела»,
парящего над городом, собор достиг высоты 122,5 м, оставаясь и сегодня
главной архитектурной доминантой и одним из самых древних памятников
города.
В годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. собор сильно пострадал
при обстрелах и бомбежках, поэтому весной 1956 г. начали первую его
серьезную реставрацию силами cпециальных научно-реставрационных мастерских
под руководством арх. И. Н. Бенуа и начальника строительного участка
С. П. Стогова. Реставрационные работы тогда не затрагивали конструкций
флюгера «Ангел» и шпиля собора – проводилось только его золочение.
Реставрацию конструкций
шпиля проводили в 1975–1978 гг.
Следующие реставрационные работы (1991–1996 гг.) предусматривали
золочение креста, фигуры «Ангела» и части облицовки шпиля, а
также ремонт поврежденного поворотного механизма флюгера.
В 1999 г. реставрация
объекта была продолжена (см. «ДиС», №№ 1, 3/2001 г.). В июле 2001
г. для работ на колокольне собора
специалисты ООО «Строй-Вест», АОЗТ «Алума-Системс-Монолитстрой корп.»
и ЗАО «Акме-дек» разработали проект устройства лесов, уникальных
по сложности и не имеющих аналогов в России. Тогда же ЗАО «Акме-дек»
– генеральный подрядчик по реставрации собора – приступило к их монтажу.
Казалось, что предстоящие ремонт металлического каркаса и медной
обшивки шпиля, а также восстановление ее позолоты, ремонт внутренней
металлической лестницы, ремонт трех циферблатов, доломитовой облицовки
звонницы будут исчерпывающе выполнены в утвержденные сроки.
Но еще при разработке и согласовании проекта возникли
опасения: не станет ли возведение лесов угрозой для сохранности шпиля
и собора в целом? Учитывая уникальность и сложность задачи, а также
наличие трещины в стене собора, существующей уже более 100 лет, проектные
расчеты были проверены в 2001 г. тремя независимыми организациями,
тогда же начали вести мониторинг состояния трещины.
Работы по монтажу конструкций лесов не раз прерывались
на месяц, снова и снова под контролем Комитета ГИОП и Управления
Государственной вневедомственной экспертизы (УГВЭ) проводились дополнительные
расчеты, которые подтвердили, что сама конструкция лесов не угрожает
шпилю и собору в целом.
В конце 2001 г., учитывая
предписание УГВЭ, а также выступления в СМИ о «возникшей угрозе
собору», ЗАО «Акме-дек» заключило
договор с ЗАО «ЭРКОН» – одной из фирм, проверявших проект, – на комплексное
обследование основных несущих конструкций собора (стены и своды),
включая фундаменты и основания. Результаты проведенных обследований
и расчетов показали, что смонтированные леса не оказывают «разрушающего»
воздействия на собор. Доказано, что имеющиеся трещины обусловлены
конструкцией фундаментов, а также действием ветровых нагрузок.
В ходе возведения лесов
специалисты ЗАО «Акме-дек» заметили, что «Ангел» на шпиле поворачивается
с большим трудом, реагируя
только на очень сильные порывы ветра. Для выяснения характера дефектов
поворотного механизма флюгера и одновременной проверки состояния
облицовки «Ангела» появилась необходимость увеличения высоты лесов,
как минимум, еще на 20 м, то есть с ранее запланированной отметки
106,4 м до отметки 125 м.
Расчеты, выполненные
главным инженером проекта доктором технических наук, профессором
В. П. Ильиным и проверенные ЗАО «ЭРКОН»,
показали, что выполнив ряд мероприятий, высоту конструкций лесов
можно увеличить до точки, на которой находится флюгер «Ангел». Казалось,
что можно было приступать к демонтажу «Ангела», однако даже когда
выяснилась причина отказа поворотного механизма (разрушение двух
подшипников), решение о демонтаже флюгера принималось со скрипом.
После демонтажа флюгера
и креста, а также расчистки медной облицовки от старой позолоты
и грунтов специалисты ЗАО «Акме-дек» выявили серьезные дефекты:
нанесенная 6 лет назад позолота начинает
отслаиваться, расслоение меди, трещины и дыры в обшивке флюгера и
креста. Правда, специалисты, проводившие обследование состояния позолоты,
назвали несколько причин её отслоения: или нарушение технологии золочения
при реставрации в 1996 г., или применение некачественных лаков для
покрытия позолоты, или вредное воздействие сегодняшней окружающей
среды.
Учитывая, что предстояло
не только золотить, но и лечить «Ангела», ЗАО «Акме-дек» привлекло
ряд фирм для предварительного
обследования поворотных механизмов флюгера и разработки предложений
по восстановлению его работоспособности. Из предложенных вариантов,
рассмотренных с участием Заказчика – ФГУ «Северо-Западная Дирекция
Госстроя России» и КГИОП, – выбор пал на решение, которое предложил
В. Г. Гиммельман, главный конструктор ФГП «Конструкторское бюро специального
машиностроения» («КБСМ»), поскольку этот вариант при минимальном
вмешательстве в существующую схему обеспечивал длительную работоспособность
поворотного механизма без эксплуатационного обслуживания. Решением
этой задачи занимались специалисты не только «КБСМ», но и ФГУП «ЦНИИ
Материалов», которые провели анализ исторических материалов и осуществили
подбор современных. К настоящему времени проведены контрольные испытания
новых поворотных механизмов, в процессе которых было выявлено, что
свинцовый противовес, установленный в 1996 г. для уменьшения действующих
на спицу нагрузок, легче, чем нужно, на 90 кг.
Тем временем специалисты
ЗАО «Акме-дек» ведут подготовку медной облицовки флюгера и креста
к золочению: запаивают дыры и трещины,
производят омеднение участков пайки и трещин по разработанной и утвержденной
в КГИОП методике. Параллельно с этим проводятся испытания копий новых
поворотных механизмов.
Специалисты ЗАО «Акме-дек»
уверены, что к 300-летию Санкт-Петербурга удастся завершить реставрацию
символа города и,
благодаря усилиям всех участников этого сложного проекта, «Ангел»
вновь будет благословлять наш город.
|