Восстанавливая купол, шпиль и
главку собора св. Петра и св. Павла Петропавловской крепости, специалисты
ЗАО "Акме-Дек" по возможности избегали замены металлических
элементов каркаса и обшивки. Однако золочение по металлу, в отличие
от других
реставрационных работ, всегда производится заново: покрытие не "ремонтируется",
а воссоздается с нуля. Современная отечественная позолотная технология
на «мордан» практически не изменилась за последние 300 лет: она полностью
базируется на традиционных материалах и кропотливом ручном труде.
Преимущества такого подхода лежат на поверхности - приемы работы
совершенно органичны для исторических построек, а результаты проверены
веками.
Львиную долю времени занимает подготовка. Сначала
с помощью серебряного припоя устраняют дефекты металлической поверхности.
Затем на нее
в два слоя наносят свинцовый сурик, который в наши дни производится
и применяется только в России. За ним следует свинцовый крон, тоже
двухслойный. После окончательной шлифовки наносится лак на масляной
основе. И, наконец - еще один масляный лак, который называется «мордан».
Именно на него и сажают золото - после паузы, которая длится около
8 часов. Из-за колебаний температуры и влажности точно рассчитать
время очень трудно, поэтому мастер приходит к выводу, что лак «встал»,
исходя из профессионального опыта и интуиции. Для проверки он золотит
небольшой участок в наименее заметном месте. И только после удачной
пробы приступает непосредственно к золочению.
В «Акме-Дек" используют
исключительно отечественное сусальное золото. Как пояснил главный
специалист по реставрации Александр Борхварт, за плечами у которого
20-летний профессиональный опыт, дело тут не только в патриотизме.
Просто так называемое четырехграммовое золото 986-й пробы,
оптимальное для наружного золочения, производят только в России,
на «Московском
заводе
драгметаллов».
К золотой книжке нельзя прикасаться,
поэтому крупицы драгоценного металла перемещаются с помощью кисточки,
изготовленной
из кончика беличьего хвоста. Их тщательно втирают в поверхность,
добиваясь совершенной однородности и равномерного блеска. И так
сантиметр за сантиметром, час за часом, день за днем. Неудивительно,
что символ
Петербурга вызолочен женскими руками…
Обшивку шпиля, состоящую из
медных листов, демонтировали и золотили в мастерских. А вот позолоту
криволинейных поверхностей - купола и главки, чтобы избежать
видимых стыков и повреждений при монтаже, пришлось производить
по месту.
Поскольку процесс требует строго определенного температурного
режима (не ниже +14 по Цельсию), реставраторы рассчитывали, что
наружными
работами удастся заняться летом. Но объективные обстоятельства
помешали осуществить это намерение, так что пришлось сооружать
ветрозащищенные
тепляки и, постепенно понижая температуру, закалять отреставрированного
ангела в специальном помещении. Таким образом, несмотря на неблагоприятные
сезонные условия, удалось соблюсти все требования, гарантирующие
позолоте долгую жизнь - в условиях мегаполиса она продержится
не менее 20 лет.
Конечно, реставрировать в начале
XXI века легче, чем
строить в начале XVIII. Но не настолько, чтобы можно было свести
возрождение Петропавловского собора к сумме финансовых, технологических
и административных усилий. Преданность профессии и чувство
причастности к судьбе архитектурного шедевра - факторы менее просчитываемые,
но не менее реальные. Сохраняясь в людях, они сохраняют и памятники
архитектуры.
Сейчас специалисты «Акме Дек»
заканчивают пробную контрольную
сборку воссозданных в технике гальванопластики полуваз для
установки
на кровле малого купола барабана Петропавловского собора.
После позолоты в октябре 2003 г. полувазы займут свое место, вернув
собору частичку
утраченного исторического декора. Тогда же после реставрации
и позолоты из мастерских фирмы вернется крест на часовню св.
Спиридона Тримифунтского,
что на Васильевском острове.