Реставрация
мастичных люстр из собрания музея "Екатерининский корпус" ГМЗ
"Петергоф" (2005 г.)
Вокруг центрального
и старейшего сооружения восточной части нижнего парка Петергофа
– дворца Монплезир (1714–1723 гг.) – в течение XVIII–XIX веков
сложился комплекс построек, среди которых особый интерес представляет
Екатерининский корпус, созданный в 1748 году архитектором Ф.-Б.
Растрелли. Он представляет собой одноэтажное здание, предназначенное
для парадных приемов. В облике Екатерининского корпуса отражается
почти вековое развитие русской архитектуры.
Все помещения Екатерининского
корпуса освещены великолепными люстрами, выполненными из золочёного
дерева, металла и мастики. Люстры имеют одинаковую конструкцию
и различаются лишь размером круглых деревянных каркасов и рисунком
наборных мастичных фрагментов и украшений.
Позолоченные
люстры, выполненные в технике папье-маше, в начале XIX века
были
достойной
альтернативой бронзовым. Не уступая "красивостью форм и чистотой
отделки", мастичные люстры приблизительно
в 10 раз легче бронзовых аналогов и даже при большом объеме
не создают излишних нагрузок на несущие конструкции здания.
Мастичные люстры
украшают залы Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге, дворцов в
Петергофе и Ораниенбауме, многих особняков и театров.
В старину техника
их изготовления получила название «бумажной резьбы». В мастерской
«Акме-дек» работают специалисты, имеющие более чем 20-летний
опыт реставрации подобных изделий.
Люстры Екатерининского
корпуса наборные, состоят из двух ярусов. Все детали позолочены
сусальным золотом. Подсвечники из молочного стекла установлены
на металлических позолоченных кронштейнах. Каркасы ярусов деревянные.
Ярусы соединены с розеткой фигурными цепями. К потолочному крюку
розетка крепится с помощью металлической скобы.
Перед реставрацией люстры имели поверхностные загрязнения, следы копоти и пятна от
старых протечек.
На декоративных мастичных
деталях наблюдались сколы, трещины и нарушения мест фиксации элементов. Позолоченная
поверхность местами имела осыпи, потёртости и царапины, утраты
левкаса. Также были видны следы предыдущих реставраций в виде проступившего
на лицевую поверхность столярного клея и проволочного крепления
отдельных фрагментов. Патронодержатели были выполнены из дерева,
требовалась замена всей электропроводки. Свечи молочного стекла
пожелтели. В матовом стекле верхней чаши одной из люстр Жёлтого
зала имелась трещина.
В процессе
реставрации была произведена разборка всех люстр на ярусы, демонтаж слабодержащихся
декоративных элементов, расчистка поверхностей от грязи с укреплением
левкаса.
Выполнена расчистка
трещин с проклейкой тыльных поверхностей микалентной бумагой, мастиковка
утрат, укрепление левкаса. Места потёртостей позолоченной поверхности
затонированы. Произведена замена
электропроводки с установкой латунных патронодержателей и заменой
свечей молочного стекла. После
сборки был выполнен монтаж люстр с установкой страховочных тросов.
Реставрационные работы
были высоко оценены работниками музея. Посмотреть отзыв.
|