Реставрация
Собора Св. Петра Павла Петропавловской крепости (2000-2003 гг.)
Историческая справка
Состав реставрационных
работ:
- реставрация кровли;
- реставрация и воссоздание металлоконструкций
трапов и лестниц;
- реставрация металлоконструкций
шпиля и куполов;
- реставрация
и золочение шпиля и главки барабана малого купола;
- реставрация доломитовой
облицовки
большого каменного фонарика и люкарн большого купола;
- реставрация башенных часов;
- комплексная
реставрация флюгера "Ангел" и "яблока", включая золочение;
- реставрация фасадов;
- реставрация пяти икон
иконостаса Собора.
Состав проектных работ:
- проект обследования фундаментов
и конструкций колокольни Собора (обследование проводилось
впервые за всю историю существования Собора);
- проект лесов для реставрации
шпиля.
Стены собора очистили от красочных наслоений (слоев
было более 10, цвет менялся несколько раз). В советское время для
окраски собора использовались перхлорвиниловые красители, покрывающие
поверхность воздухо-влагонепроницаемой пленкой. К 300-летию города
фасады Петропавловского собора отремонтированы: выложена новая известковая
штукатурка, окраска произведена по финской технологии натуральными
красителями. Цвет собора соответствует периоду середины XIX в.
Для проведения реставрации
шпиля были разработаны и возведены уникальные леса (+125 м), Обследование
флюгера
"Ангел", проведенное в 2002 г., показало, что вышел из
строя поворотный механизм (один из его подшипников был разрушен),
произошло отклонение вертикальной оси флюгера, что привело к застопориванию
свободного вращения фигуры Ангела. На позолоченной поверхности
появились многочисленные утраты, под позолотой произошло частичное
отслоение меди.
В проекте реставрации
поворотного механизма флюгера "Ангел" принимали
участие многие конструкторские бюро. Лучшее техническое решение
было предложено НИИ специального машиностроения. Конструкция
устройства максимально приближена к первоначальному проекту Д.И.
Журавского. Работы по реставрации
обшивки и золочению были проведены в мастерских фирмы "Акме-дек".
Историческая справка
Петропавловский собор был заложен 19 июня 1712 года
на месте разобранной деревянной церкви 1703 года. Автор проекта –
Доминико Трезини. Конструктором первого шпиля был голландский мастер
Герман фон Болес.
Строительство собора продолжалось с 1712 года по 1733 год. В 1725
году полностью закончена постройка многоярусной колокольни собора,
увенчанной шпилем, завершенным медным флюгером в виде фигуры летящего
ангела с крестом.
19 июня 1756 года от пожара сгорели все деревянные части собора,
в том числе конструкции куполов и шпиль. Инженером В. В. Фермором
был разработан новый проект. После пожара старая колокольня была
разобрана до конька крыши (два верхних яруса), снизу под сохранившуюся
часть и будущую новую колокольню был подведен мощный свайный фундамент,
с ростверком и бутовым фундаментом.
В 1771 году колокольня в камне была построена, на всех трех ярусах
были вытянуты карнизы и поставлены капители, вырезанные из пудожского
камня. Большие боковые волюты после пожара сохранились вместе с первым
ярусом колокольни, после ремонта оставлены гладкими. Наблюдение за
окончанием строительства колокольни было поручено Б. П. Брауеру.
В 1773 году закончена обшивка шпиля. Работу по ковке, шлифовке, полировке,
золочению медных листов через огонь и обивке ими шпиля выполнили
мастера Форшман и Тум под руководством директора Монетного двора
И. А. Шлаттера.
В 1779 году произведен ремонт шпиля с установкой второго ангела-флюгера,
созданного по рисунку А. Ринальди.
В 1856–1858 годах деревянные конструкции шпиля собора заменены на
металлические. Шпиль был собран из металлических конструкций по расчетам
инженера-полковника Д. И. Журавского.
Обшивка шпиля и куполов выполнена медными листами, позолоченными
ртутно-гальваническим способом. Шпиль был увенчан крестом с вращающимся
медным позолоченным ангелом, выполненным по рисунку скульптора Р.
К. Залемана.
В 1956 году, после войны, началась научная реставрация собора под
руководством автора проекта реставрации – архитектора И. Н. Бенуа.
Наряду с реставрацией фасада собора были выполнены работы по золочению
шпиля. Позолота шпиля, креста и Ангела сильно пострадала в годы войны.
Для проведения работ по перезолачиванию шпиля были установлены вантовые
леса без опор снизу, изготовленные по проекту инженера В. Л. Климова.
Медная облицовка шпиля была очищена от огневой позолоты и позолочена
листовым сусальным золотом бригадой Л. В. Васильевой.
В 959 году облицовка ангела, яблока и креста и верхние медные листы
облицовки шпиля были демонтированы и перезолочены внизу. Облицовка
большого и малого куполов золотилась на месте.
В 1976-1979 годах бригадой высотников были укреплены конструкции
шпиля.
В 1991-1993 годах с целью реставрации были демонтированы фигура
ангела, яблоко, крест (облицовка и каркас) и верхние листы облицовки
шпиля. Работы проводила «БМП Компакт» под руководством высотников
Р. В. Юринова, А. А. Белова. Архитектурный надзор осуществлялся архитектором
И. Н. Бенуа.
В 1993-1996 годах были проведены работы по реставрации завершения
шпиля: изготовлен новый каркас ангела из нержавеющей стали, выполнен
новый поворотный механизм ангела, отреставрирована и перезолочена
листовым золотом медная облицовка верхнего яруса шпиля и шара, изготовлен
люк в яблоке для возможного доступа и ухода за подшипниками. Работы
были выполнены фирмой «БМП Компакт». Работы по золочению выполнены
ПСО «Реставратор» под руководством Г. А. Севериной. Архитектурный
надзор осуществлялся архитектором И. Н. Бенуа.
В ноябре 1996 года фигуру ангела установили на место.
Ангел на шпиле Петропавловского собора
Первый ангел-флюгер
по проекту Д. Трезини украшал шпиль колокольни Петропавловского
собора до 1756 г. и погиб в пожаре. Воссозданная
фигура в целом повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураганом
1777 г. фигуре второго ангела были нанесены серьезные повреждения.
Было решено уменьшить размеры, вес и изменить расположение ангела.
Третий ангел был изготовлен по эскизу А. Ринальди. В 1829 г. буря
вновь повредила фигуру ангела и шпиль. Кровельщик Петр Телушкин сумел
без строительства лесов отремонтировать фигуру ангела и крест. В
1834 г. шпиль вновь накренился, т.к. деревянный каркас начал подгнивать.
По итогам конкурса проектов 1853 г. строителем шпиля был назначен
инженер Д.И. Журавский. Ангела вместе с крестом было решено заменить.
Журавский разработал надежный и простой поворотный механизм с применением
подшипников, не требующий специального обслуживания. С 1858 г. четвертый
ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра.
К началу 1950-х гг. собор, его шпиль и флюгер нуждались в серьезном
ремонте. К празднованию 250-летия города (1957 г.) была проведена
реставрация обшивки шпиля (с использованием подвесных вантовых
лесов), а также частичный ремонт Ангела.
За последующие 30 лет
каркас фигуры потерял около 70% несущей способности, поворотный
механизм износился, а позолота частично была утрачена.
В 1991-1995 гг. фигуру демонтировали и полностью отреставрировали,
но как показало обследование 2002 г. реставрация не была удачной.
В 2000 году начались
реставрационные работы в рамках подготовки к празднованию 300-летия
Санкт-Петербурга. вверх |